Японский сад "от кутюр"
Композиции из кряжистых бонсаев, стелющихся по земле лишайников и журчащих ручейков стали визитной карточкой Страны восходящего солнца. Рассмотрим основные элементы классического японского сада на примере "Сада гостеприимства" Казуюки Ишихары.
Японский сад – это не просто направление ландшафтного дизайна, а целая философия, во главе угла которой стоит трепетное и благоговейное отношение к природе во всех ее проявлениях. Европейские сады отличаются пестротой и большим разнообразием растений, в то время как композиция в японском стиле может быть садом одного дерева.
Главная задача дизайнера, работающего над созданием такого сада, заставить зрителя не просто любоваться картинкой, а проникаться ею всем своим существом. Чувствовать нежность весеннего бутона, хрупкость первого листочка, могучесть обкатанного ветрами камня… Кто может разбираться в обустройстве садов в японском стиле лучше самих японцев? И если уж брать уроки ландшафтного дизайна, то только у лучших. Например, у любимца Королевского садоводческого общества Казуюки Ишихары.
Казуюки Ишихара
Казуюки Ишихара – дизайнер с мировым именем, пятикратный обладатель премии за лучший природный сад на всемирно известной выставке цветов в Челси, которая ежегодно проводится Королевским садоводческим обществом. Японский мастер участвует в этом шоу почти каждый год и неизменно привозит оттуда медали различного достоинства. Не стала исключением и выставка 2018 года, на которой господин Исихара получил очередную награду в категории "Лучший природный сад" (Best Artisan Garden) за свою работу "О-Мотэнаси-Но Нива" – "Сад гостеприимства".
Философия "Cада гостеприимства"
Создавая эту композицию, Казуюки Ишихара вдохновлялся бережно сохраняемой в Японии культурой подлинного и искреннего гостеприимства, "омотэнаси". Смысл этого понятия гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Омотэнаси – это философия, в основе которой лежит стремление к балансу между предупредительностью и ненавязчивостью. Когда забота и внимание к гостю не переходят его личных границ, а сам хозяин ведет себя с честью и достоинством. Гармония взаимоотношений, к которой нужно стремиться.
Композиция сада и выбор растений
Баланс пропорций, пожалуй, самое главное правило при планировании участка для японского сада. Чем меньше места на участке отводится для "восточного уголка", тем более компактной и лаконичной должна получиться композиция. Что же касается выбора растений, то здесь японцы придерживаются мнения "лучше меньше, да лучше". Если в европейских садах очень большое внимание уделяется клумбам и цветковым, то в садах созерцания главное место отводится декоративнолиственным культурам.
При разработке своего "Сада гостеприимства" Ишихара руководствовался правилами икэнобо, первой школы развития икебаны. От других направлений эту школу отличает гармоничное сочетание величавости и строгости с нежностью и изысканностью. Именно поэтому для решения поставленной задачи дизайнер использовал синие ирисы. Они расставляют акценты, но при этом не перегружают пейзаж яркими красками.
Скалы и камни
Композиции из скал и камней – неотъемлемые элементы сада в японском стиле. Неспроста название самой старой дошедшей до наших дней книги по садоводству в Стране восходящего солнца переводится как "Искусство художественного оформления камней". Создатели японских садов считают, что камни и скалы – это своеобразный скелет сада, основа, которая помогает собрать все элементы в единое целое.
Шарики мха, изготовленные командой дизайнеров вручную, заполняют свободное пространство, которого в японском саду должно быть как можно меньше. Создатель хотел придать камням на первом плане композиции эффект влажности, в результате чего было принято решение покрыть их специальным химическим составом.
Водоемы
Изменчивость воды призвана уравновешивать монолитность каменных элементов композиции. Если камни – это скелет сада, то вода – его кровь. Она сохраняет свою живость и не кажется статичной, даже в чашах и стоячих водоемах. Водопады и ручейки символизируют саму жизнь, ее мимолетность и быстротечность.
Этой же идеи во время создания своего сада придерживался и господин Ишихара. Неподалеку от садового домика он обустроил невысокий водопад, который впадает в пруд, окруженный японскими кленами (Acer japonicum). По замыслу автора, звуки водопада должны заворожить посетителя сада для того, чтобы он смог отвлечься от своих насущных проблем и полностью сосредоточиться на созерцании.
Садовый павильон
Изначально японцы обустраивали свои сады вокруг "тясицу", маленьких павильонов, которые строились специально для чайных церемоний. Со временем этот элемент композиции перестал быть обязательным, а культура возведения садов стала вполне самодостаточным явлением.
Ключевой элемент работы Казуюки Ишихара, вокруг которого строится вся композиция – маленький садовый домик, который в Стране восходящего солнца называют Азумайя. Его дизайнер решил сделать восьмиугольным. Таким образом мастер отдал дань культуре своей страны, в которой число восемь является счастливым, а заодно и поделился удачей с посетителями своего сада.
Малые архитектурные формы
Стремление к гармонии сказывается и на выборе малых архитектурных форм и других декоративных элементов композиции. Их не может быть слишком много или слишком мало, их должно быть ровно столько, сколько нужно для того, чтобы создать баланс и атмосферу, настраивающую на созерцание.
Для этой цели в переднем углу "Сада гостеприимства" установлен фонарь, вырезанный из красного камня. Он не отвлекает на себя внимание и не бросается в глаза, потому что спереди его скрывает причудливо изогнутая маленькая сосна, а сверху – нависающие ветки кленов. Деревья с плакучей и зонтичной кроной довольно характерны для сада в японском стиле. И если первые в основном используют для оформления больших участков, то вторые как нельзя лучше подходят для обустройства камерных территорий.
Японский сад – это место, где можно спокойно побыть наедине с собой и своими мыслями. Забыть о суете мира внешнего, для того чтобы обратиться к красоте мира внутреннего. Направьте кипучую энергию не на разрушение, а на созидание – именно этот посыл вкладывает в свои работы маэстро Казуюки Ишихара, обращаясь к своему зрителю. Из года в год сады японского дизайнера занимают призовые места на различных выставках, а это значит, что его идеи находят отклик в сердцах людей всего мира.
Японский сад – это место, где можно спокойно побыть наедине с собой и своими мыслями. Забыть о суете мира внешнего, для того чтобы обратиться к красоте мира внутреннего. Направьте кипучую энергию не на разрушение, а на созидание – именно этот посыл вкладывает в свои работы маэстро Казуюки Ишихара, обращаясь к своему зрителю. Из года в год сады японского дизайнера занимают призовые места на различных выставках, а это значит, что его идеи находят отклик в сердцах людей всего мира.