Этапы планировки участка за городом. Шаг 6 – озеленение по правилам
На очередном этапе планировки займемся заполнением конкретных зон участка растениями в соответствии с выбранным стилем, потребностями и вкусами владельцев.
После определения видовых точек и пейзажных картин, которое мы провели на 5 этапе проектирования, настало время конкретизировать, какие именно растения составят композиции. Это задание для ландшафтного дизайнера, миссию которого вы возложили на себя. Мы же со своей стороны зададим направление, в котором вам следует двигаться на этом этапе планировки.
Принципы подбора растений
Заполнение спроектированного пространства начинают, как правило, с выбора и компоновки растений. При создании растительной композиции необходимо учитывать множество факторов.
1. Гидрологические и почвенные особенности территории. Следует заранее определить, какие растения будут хорошо себя чувствовать на участке, а от каких придется отказаться из-за неподходящих условий произрастания – "конфликта" с типом почвы, уровнем грунтовых вод или степенью инсоляции (освещенности прямыми солнечными лучами).
2. Адаптацию к климатическим условиям – засухо- и морозоустойчивость, теневыносливость, солнцелюбивость и др. Примером такого растения может служить спирея японская, которая одинаково хорошо приспосабливается как к сухому и жаркому климату южных регионов, так и к суровым зимам северных широт.
3. Соответствие функциональному назначению зон. Растения в разных уголках сада будут выполнять различные функции. Где-то их раскидистые кроны призваны создавать легкую тень, а где-то – служить живой изгородью, обрамлением водной глади или украшением зоны отдыха. Растения на детской площадке должны защищать от пыли, ветра, шума, избыточной влаги, обладать бактерицидными свойствами, не быть травмоопасными.
4. Общность декоративных признаков – сходство во внешнем облике, а также взаимная "уживчивость" и способность растений образовывать композиционную группу, не только приятную для визуального восприятия, но и устойчивую в природном сообществе.
5. Изменение со сменой сезонов – цвет и форма кроны, характер ветвления, облиственность, рост и развитие. Например, универсальным можно назвать пузыреплодник Диаболо, который будет притягивать к себе восхищенные взгляды на протяжении всего сезона.
6. Степень удаленности от наблюдателя. Нет необходимости высаживать на отдалении экземпляры с декоративными листьями, интересная кайма на которых видна только вблизи. Мелкие цветы, плоды, листья необычной формы и окраски можно оценить, только находясь рядом с растением. На некотором расстоянии, наоборот, будут хорошо видны силуэт и форма кроны, ажурность и общая окраска листвы. Некоторые пестролистные кустарники, такие, например, как вейгела Монет или дерен белый, прекрасно смотрятся и на расстоянии, и неподалеку.
Односторонняя композиция из растений
В садах чаще всего можно встретить односторонние растительные композиции, поскольку они близки популярному в последнее время естественному природному стилю.
Самый распространенный пример композиции одностороннего обзора – миксбордер – наиболее удачное решение для маскировки "глухой" стены или неприглядного забора. Растения в этой группе выполняют функции "главного" и "второстепенных". Они подобраны по высоте, форме кроны и срокам цветения таким образом, что создают эффектное зрелище на протяжении всего года. Такая композиция должна быть видна целиком из всех обозначенных на плане видовых точек.
Правила построения односторонней композиции
1. Следуйте принципу соподчиненности элементов ("второстепенный" не может быть выше "главного" или доминировать в другом смысле; в зависимости от времени года и сроков цветения акценты могут смещаться). Это разбивает монотонность и однообразие.
2. Высокие деревья располагайте по периметру или на "заднике" миксбордера. Высота растений "второго яруса" должна составлять от 1/3 до 1/2 роста "акцентных" элементов и постепенно уменьшаться ближе к подножию. Чем больше высота, тем более объемной в глубину должна быть композиция.
3. Геометрические пропорции и симметрию оставьте для регулярного сада: верхушки растений не должны составлять прямую линию. Избегайте параллельных линий в рядах посадок. Придерживайтесь естественных форм.
4. Придайте композиции "ритмичность" – комбинируйте разнородные растения, отличающиеся по высоте и форме кроны, окраске и фактуре листвы. Используйте гармоничные сочетания, характерные для натургардена.
5. Учитывайте расположение относительно сторон света – при южной ориентации композиция будет освещена таким образом, что "потеряется" ощущение объема. Север-ориентированный миксбордер будет находиться на теневой стороне. Самая оптимальная – ориентация – на восток или запад. При низких лучах солнца эффектно смотрится контрастная "игра" света и тени.
Круговая композиция из растений
Круговую группу растений, как понятно из названия, можно обозревать с разных сторон, поэтому и выстраивать ее нужно так, чтобы она представляла интерес для наблюдения из разных точек обзора – из зоны отдыха, с террасы дома, с центральной дорожки, ведущей к нему. Причем, всякий раз фон у нее будет меняться в зависимости от позиции наблюдателя – это может быть забор, стена дома или грядки в огороде.
Круговая композиция чаще всего располагается в центральной части газона (водоема) или представляет собой зеленый "островок" в месте пересечения садовых дорожек. В регулярном саду группе растений обычно придают правильную округлую форму. Акцентируется главное растение, второстепенные высаживают вокруг него.
В саду пейзажного стиля более оправдано смещение композиции в сторону от центра и более размытые, свободные границы. Главным акцентом такой группы необязательно должно выступать примечательное высокое растение или кустарник необычной формы – это может быть садовая скульптура, декоративная ваза или даже мини-фонтан.
Если вы хотите загородить от своего взгляда соседский дом, не создавайте круговую композицию прямо напротив него, так вы, наоборот, будете видеть его постоянно. Лучше сместите группу растений вправо или влево по газону и тогда, глядя на нее, попутно вы будете созерцать прекрасный плодовый сад.
Ширина композиции кругового обзора определяется с помощью угольника на 30 градусов. От каждого пункта обзора нужно построить горизонтальные линии к потенциальной группе растений; область в местах их пересечения и будет примерной ее шириной. Высота самого большого элемента композиции должна быть в 2-2,5 раза меньше расстояния до нее. А сама группа растений должна быть такого объема, чтобы из каждой видовой точки ее можно было полностью охватить взглядом.
Правила построения круговой композиции
1. Растение-главный акцент располагайте в центре группы. Это должно быть дерево, по высоте максимальное из всех планируемых для посадки.
2. В "компанию" ему подберите более низкие культуры: их высота должна быть вполовину меньше и уменьшаться пропорционально от "главного" к "подчиненным" элементам композиции, чтобы не препятствовать обзору.
3. Расстояние между растениями "задавайте" с учетом диаметра крон (ширины кустов), которые со временем разрастутся.
4. Для улучшения зрительного восприятия используйте при размещении растений принцип "золотого сечения" – гармоническую пропорцию, в которой длина целого "отрезка" из неравных частей (АВ) так относится к большей его части (ВС), как эта большая часть (ВС) относится к меньшей (АС).
А________С_______________В
5. Для создания гармоничных сочетаний руководствуйтесь приемами подобия и противопоставления – растения могут быть абсолютно разными по высоте, форме кроны, фактуре листвы (контраст) либо различаться незначительно (нюанс), например, оттенками цвета листьев. В растительной композиции все должно быть сбалансировано.
6. Учитывайте сезонную декоративность. Удачным можно считать подбор таких растений, которые составляли бы композицию непрерывного цветения или обеспечивали в течение года сменяемость цветовой гаммы.
Как сочетать растения в саду по цвету
Составление растительной композиции с учетом цветовой гаммы – очень важный этап озеленения. Чтобы зеленые насаждения смотрелись гармонично, они должны подходить друг к другу либо контрастировать окраской листвы. Нужно учитывать, как будут выглядеть низкорослые кустарники на фоне более высоких, декоративнолиственные культуры по соседству с хвойными.
Очень выгодны сочетания темно-зеленых и ярко-салатовых, серебристых оттенков, бордово-красный на фоне светлой зелени, пурпурный в сочетании с золотисто-зеленым. Однако стоит избегать избыточной пестроты, иначе композиция утратит изысканную утонченность.
Растения с невзрачной листвой в нижнем ярусе можно "разбавить" яркими цветочными куртинами, тогда издалека такая группа непременно будет притягивать взгляд.
Правила подбора цветов
При подборе цветовых оттенков главное правило – соблюдать баланс и сдержанность. Если группа состоит из 3 растений, не стоит использовать более 2 оттенков. Композиция из 5 составляющих предполагает наличие 3 цветов. В многокомпонентных сочетаниях растения следует объединять в небольшие группы по определенному цветовому признаку.
Преобладающие в композиции оттенки должны быть выразительными и отчетливыми. Растения с густо-зеленой листвой не "оживят" и не украсят забор серого цвета, а, наоборот, сделают его еще более унылым и мрачным. Высаженные рядом с "самодостаточными" пестролистными кустарниками яркие цветочные культуры вызовут у наблюдателя скорее зрительное напряжение и усталость, нежели приятную расслабленность. А вот темные тона, удачно скомбинированные с более светлыми, будут выглядеть ярко и эффектно.
Человеческий глаз воспринимает цвета таким образом, что желтый оттенок в саду добавляет "света" затененным участкам, а в месте, ярко освещенном солнцем, как будто "светится" сам. Пестрые и растения с серебристо-белыми листьями ближе к ночи становятся еще ярче, контрастней. Зато красный и бордовый цвета в сумеречное время быстро "гаснут" и приобретают землистый оттенок.
Учитывайте, что освещенность оказывает на восприятие цветов большое влияние. Насыщенные оттенки на свету всегда выглядят более приглушенными. Поэтому на открытой ярким солнечным лучам лужайке старайтесь высаживать культуры, цветы, листва и хвоя у которых устойчивы к воздействию ультрафиолета и не подвержены выгоранию.
Сезонность растительных композиций
Чтобы примерно представить, как группы растений, которые вы создаете, будут выглядеть на протяжении года, нужно знать палитру сада в разные сезоны. За это время его облик претерпевает изменения несколько раз.
1. Ранняя весна (март – первая половина апреля). В этот период в палитре сада присутствуют только черно-серые тона – стволы, ветки, сучья без листьев.
2. Весна (апрель – начало мая). Сад начинает "оживать" после долгого зимнего сна. Появляются темно-бордовые, неяркие желтые и бледно-зеленые тона.
3. Окончание весны (май – первая половина июня). Начало лета ознаменовано появлением в саду оттенков нежной зелени.
4. Начало лета (июнь – июль). Период ярко-зеленых тонов.
5. Вторая половина лета (конец июля – август). Яркая зелень становится густой и насыщенной.
6. Осень (сентябрь-октябрь). В начале осени в палитре сада начинают доминировать все оттенки желтого и красного цветов.
7. Окончание осени (октябрь-ноябрь). Все цвета постепенно блекнут, выцветают, темнеют; становятся неяркими, теряют насыщенность.
8. Первая половина зимы (декабрь-январь) характеризуется углублением темных оттенков вплоть до сине-лиловых, уходящих в "черноту".
9. Окончание зимы. Фаза, равнозначная началу весны, когда в саду преобладают ахроматические тона (все оттенки черного, серого и коричневого).
Формируя пространство сада с помощью растительных композиций, позаботьтесь не только о колористике, но также о зимостойкости и долговечности растений. Подберите культуры, не требующие тщательного ухода, которые будут выполнять свои декоративные функции круглый год. А в следующем материале мы проанализируем динамику развития сада и смоделируем, как он будет выглядеть с течением времени.
Продолжение следует.