Зеленые скульптуры "топиари"
Наверняка вы уже знаете, что топиари — это деревья и кустарники, постриженные определенным образом. Зеленые скульптуры в форме шаров, колонн, целых беседок можно было встретить при дворцах знатных вельмож и богатой аристократии.
Есть мнение, что родоначальником этого удивительного приема был присматривающий за угодьями Цезаря садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые скульптуры.
Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но сам он таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим ученикам. С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы "фигурного" искусства.
Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться "бонсаи". Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры и даже статуи Будды. Но все же это действо отличалось от топиарного искусства других стран.
В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого дела, зачем и отправил их заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе — Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать отечественные аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.
В нашем XXI веке уже нет каких-то определенных стилей в ландшафтном дизайне. Почти во всех садах происходит смешение сразу нескольких вариантов, что приводит к небольшому творческому хаосу. Дизайнеры стремятся придать участку естественность, но с видимыми элементами творения рук садовника. Растения, обработанные в технике топиари, сразу приковывают к себе глаз, и поэтому их почти всегда располагают в середине какой-либо группы посадок, около дома или в центральных зонах участка.
Следует отметить, что эти композиции хорошо смотрятся только на больших пространствах. Хотя и владельцы шести соток размещают у себя мини-скульптурку, выполненную вполне фигурно. Так что обладатель любой площади может почувствовать себя королем и получить свой собственный Версаль.