Дачи современных европейцев, какие они?
Дачные традиции в Западной Европе отличаются от тех, которые существуют на просторах бывшего СССР. Немцы, французы и другие европейцы проводят время за городом только, чтобы отдохнуть от городской суеты. Есть ли у них чему поучиться?
Важные Дела на этой неделе
Южное Подмосковье, 46 неделя
Несколько лет назад мне довелось побывать в пригородной зоне Берлина. Деревянные домики, много лет назад принадлежавшие членам правительства Германской Демократической Республики, были приватизированы жителями Западного Берлина. Мои немецкие друзья очень гордились своим новым приобретением, так как бунгало первого секретаря центрального комитета СЕПГ Эриха Хонеккера тоже находилось на территории этого дачного поселка.
Разительный контраст между дачами
Попав в летний домик бывшего партийного деятеля ГДР, я долго не мог понять, где нахожусь, так как термин "дача" в понятии человека, родившегося в СССР, не соответствовал тому, что я увидел здесь.
Загородный жилой массив больше походил на туристическую базу, но никак не на дачные поселки, которые мы привыкли видеть у себя на родине.
Все дома были одинаковой конструкции, только с тем отличием, что домовладельцы выкрасили их в разные цвета. На сленге 80-х годов прошлого века такие строения в шутку называли "инкубаторскими", так как в них не было ни малейшей архитектурной изюминки. Они являли собой самую заурядную заводскую штамповку.
Земельные участки возле щитовых домиков не были огорожены. Площадь загородных владений не превышала четырех, а то и трех соток. Возле каждого домика имелась парковка, засыпанная гравием, зеленая лужайка с аккуратно скошенной травой, где хозяева расставляли пластмассовую складную мебель и накрывали ее съемными подушками из поролона самых диковинных расцветок.
Эти аксессуары домашнего быта европейские дачники приобретали, не выходя из дома, просто просматривая толстенные каталоги "Otto", "Quelle" или "Nekkermann", которые можно было бесплатно взять в любом промтоварном магазине, а затем, выбрав подходящую модель, заказать ее по телефону с доставкой на дом курьером. Среднестатистический немец или житель другой страны, обеспеченный работой, вполне мог позволить себе купить любые товары для дачных нужд по недорогой цене.
Под окнами домов были разбиты ухоженные клумбы с цветами самых разных сортов. Никакой пахоты, никаких кустов малины, крыжовника, смородины и… полное отсутствие теплиц с огурцами и помидорами!
Тот дачный поселок находился в лесной зоне, на берегу озера и на всех участках росли ели, сосны, березы, а также кусты сирени и жасмина.
Когда я спросил, а где же хозяева выращивают овощи и фрукты, на меня как-то странно и недоуменно посмотрели. Но потом, вспомнив, из каких краев прибыл гость, улыбнувшись, ответили: "Ягоды и фрукты мы покупаем в магазинах. Выращиванием растительной пищи занимаются фермеры. В таких зонах, как эта, люди только отдыхают, наслаждаясь жизнью".
Вот такой ответ я услышал от обеспеченных жителей Западного Берлина, представителей среднего класса.
Впоследствии, часто бывая в этой стране, я иногда встречал на дачных владениях небольшие грядки с клубникой и с помидорами. Но эти растения, по словам хозяев, были посажены здесь ради удовольствия и в малых количествах. Исключительно для еды "на скорую руку" с грядок, но не для заготовок на зиму.
Европейский дачный участок
На окраинах многих европейских городов, таких, как Прага, Варшава, Будапешт, Дрезден, Берлин сегодня можно увидеть высокие зеленые изгороди высотой под два метра, за которыми виднеются крыши очень скромных домов. Наши юмористы-дачники когда-то называли похожие сарайчики "скворечниками" или "курятниками". Но именно так выглядит большинство дачных построек в Западной Европе.
Их отличительный признак – отсутствие садов и огородов, на которых дачники из стран СНГ вкалывают иногда до потери сознания. Европейцы же среднего достатка по выходным выезжают за город, где отдыхают возле искусственных прудов с журчащими фонтанчиками, любуясь экзотическими цветами на клумбах и альпийских горках, и плавают в бассейнах с голубой водой.
На участках устанавливают металлические конструкции для навесных гамаков, лежанки или туристические палатки со спальными мешками.
В каждом саду обязательна печь или кострище для жарки мясных или хлебных колбасок на гриле. Вся садовая мебель тут складная и не занимает много места ни во дворе, ни в доме.
Площадь дачных домов, в Европе их еще называют бунгало, не больше 15-20 кв.м. Маленькая прихожая, санитарный блок, кухонька, одна или две жилые комнаты, где рачительно используется каждый сантиметр.
Садовые участки отделены друг от друга живой изгородью из зеленых растений или декоративными стенками из бутового камня. Но чаще всего никаких ограждений, даже самых символических, здесь не видно.
На дачу люди приезжают целыми семьями и с приглашенными друзьями. Время проводят за чашкой кофе или чая с традиционными мучными изделиями.
Во второй половине дня, ближе к вечеру, разжигают костер и жарят мясо на гриле. Во время ужина люди пьют пиво, вино или бренди. Столы европейских дачников по выходным изобилуют мясными закусками, а также салатами из овощей и зелени, купленных в магазинах.
Дачные участки, расположенные на окраинах, а порой и в центре больших городов за зелеными изгородями или иными ограждениями ни в коем случае нельзя путать с частным сектором. Индивидуальный жилой дом в сельской местности или в городе тоже окружен зеленой зоной. Но дачей он не является.
На этом снимке изображен типичный европейский дачный участок, расположенный вблизи городской застройки.
Европейские дачные владения – территория, закрытая от посторонних глаз, поскольку здесь люди укрываются от будничной суеты. Тут царит особый мир индивидуального уединения и общения с близкими людьми.
Увидев здесь постороннего человека, обитатели дач могут принять его за грабителя или папарацци и вызвать полицию. В Западной Европе действует закон о "незаконном вторжении в частные владения". За его нарушение наказывают штрафами или тюремным заключением. Именно поэтому мы достаточно мало знаем о дачном образе жизни за рубежом. Этот уклад значительно отличается от нашего жизненного уклада и многолетней привычки людей старшего поколения по выходным ударно трудиться в садах и огородах, совсем забывая об отдыхе.