Спасы в августе: Яблочный, Медовый, Ореховый
В августе православные христиане отмечают три праздника, названные в народе Спасами (сокращенная форма от Спаситель) – Медовый, Яблочный и Ореховый (именуемый также Хлебным). Народные названия праздников точно отражают основные события сельскохозяйственного календаря.
Первым открывает череду августовских праздников Медовый Спас. За ним следует Спас Яблочный. И в конце месяца празднуют Ореховый (Хлебный) Спас.
Медовый Спас
Медовый Спас отмечается ежегодно 14 августа. Православная церковь в этот день празднует Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Свое начало праздник берет со времен древнего Константинополя. Именно тогда сложилась традиция в августе (в этот период часто давали о себе знать болезни) нести святыню крестным ходом по городу для защиты народа от всевозможных недугов.
В Русской православной церкви в этот день вспоминают также Крещение Руси, которое произошло 1 августа 988 г. В память о знаменательном событии установлено совершать в этот день малое освящение воды, которое проводят до или после Литургии.
Одновременно с освещением воды происходит и освещение меда нового урожая, что и дало название народному названию праздника – Медовый Спас. Пасечники вырезали из ульев первые соты, т.к. считалось, что к этому времени "пчела перестает носить медовую взятку". Именно с этого дня разрешается употреблять мед в пищу.
Медовый Спас иногда называют мокрым – из-за того, что с этого период отмечается выпадение холодных рос. С середины августа начинается отлет первых ласточек и стрижей, начинают собираться в стаи грачи и скворцы.
После освящения меда в старину угощали им всех желающих, и в первую очередь раздавали мед бедным. Даже существовала поговорка: "На первый спас и нищий медку попробует".
Традиционное угощение для Медового Спаса – выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие – сладости должны быть постными, т.к. с 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.
Из меда делали и напитки. Главный напиток Медового Спаса – питной мед. Он состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Настаивали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым "сырым" считался мед пятилетней выдержки. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.
Яблочный Спас
Вторым в августе следует Яблочный Спас, который отмечается 19 августа. В этот день православные празднуют Преображение Господне. Согласно преданию, в этот день Иисус Христос взял троих своих учеников (Петра, Иоанна и Иакова) и поднялся вместе с ними на гору Фавор, где во время молитвы преобразился и предстал перед ними как Сын Божий.
В IV веке святая царица Елена построила на месте знаменательного события храм. С того времени и берет начало праздник Преображения Господня.
В России в народе его называют Яблочным Спасом. В этот день в церквях проходит освящение яблок нового урожая. Считается, что до этого дня яблоки есть нельзя.
С Яблочного Спаса начинается приготовление многочисленных блюд из яблок (обязательно постных, т.к. все еще идет Успенский пост). Пекут пирожки и пироги с яблочной начинкой, варят компоты и варенье из яблок.
Яблоки – главное украшение праздничного стола на Преображение. Их получал в подарок каждый гость, одаривали яблоками и нищих. Народная пословица гласила: "На второй Спас и нищий яблочко съест".
В древности в этот день провожали с песнями заходящее солнце: природа уже разворачивалась к осени и зиме.
Ореховый Спас
Третий, и последний, из августовских праздников – Ореховый Спас (другие названия – Хлебный Спас, Спас на холсте). Его отмечают уже в конце месяца, 29 августа. Православная церковь в этот день празднует день Спаса Нерукотворного – в честь перенесения образа в Константинополь.
История появления праздника связана с правителем Авгарем. Больной царь послал к Христу своего живописца с просьбой прийти и исцелить его. Если же это окажется невозможным – написать образ.
Из-за большого скопления народа живописец так и не смог приблизиться к Христу. Тогда Иисус сам подозвал его к себе, умыл лицо, отер его холстом (полотенцем) – и на холсте отпечатался его Божественный Лик. Святыню живописец передал Авгарю, после чего больной царь исцелился.
В народе праздник Спаса Нерукотворного стали называть Третьим Спасом, которым завершается Успенский пост.
В южных регионах в этот день в храмы приносили пшеницу и рожь. А в наших краях, где урожай не такой богатый, люди освящали орехи. Считалось, что с этого дня плоды орехового дерева полностью вызревали. Так и получилось у праздника два названия – Ореховый и Хлебный Спас.
К столу на Ореховый Спас подавали свежий пшеничный хлеб, пироги с ореховой начинкой и ореховую настойку. Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. Говорили: "Коль хорош третий Спас – зимой будет квас".
По традиции, в этот день следовало затопить баню и помыться, используя веники из орешника. Такой веник исцелял, избавлял и защищал от сглаза. Провожали на Ореховый Спас птиц и отмечали, какая будет осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
Даже если вы не религиозны, эти праздники – отличный повод изучить традиции своего народа и порадовать близких угощением.