Как правильно снимать цветы в своем саду – 7 секретов от профессионального фотографа
Мечтаете показать всему миру, как прекрасен ваш цветник, подбираетесь к нему с фотоаппаратом со всех сторон, нащелкиваете десятки кадров в самую "красивую" яркую солнечную погоду, а снимки в итоге все равно получаются какими-то невнятными, скучными и однообразными? Попробуем помочь вашему горю!
Итак, несколько советов от профессионального фотографа – как любому научиться красиво фотографировать цветы.
Совет №1. Выберите технику
Сегодня, когда фотографировать можно практически каждым "утюгом" (читай – цифровым гаджетом) и даже проводятся престижные фотоконкурсы смарт-снимков, вопрос выбора фототехники зачастую уходит на второй план и становится прерогативой профессиональных фотохудожников и репортеров.
Скажем честно, сфотографировать цветок вы, конечно, сможете и телефоном, и планшетом. Вопрос в качестве. Лично я сторонник идеи, что каждый гаджет нужно использовать по назначению – да-да, фотографировать стоит фотоаппаратом, который для этого и придуман. Профи, чей заработок напрямую зависит от качества фото, не зря тратят заоблачные деньги на продвинутые камеры и объективы, потому что знают – в фотографии от техники зависит очень многое.
Да, не все, но многое. Человеческий фактор (творческий подход, видение картинки, подбор места и времени съемки и т.д.) остается главным – кнопки "сделать шедевр" не придумано еще ни на одной дорогущей камере. И если ваша задача – всего лишь фотографировать цветы для личного удовольствия и размещения в соцсетях, вам нет смысла покупать технику ценой в несколько ваших месячных зарплат. Подойдет и недорогая бюджетная "зеркалка" для начинающих с "нормальным" или "китовым" объективом (начального уровня) или даже компакт-камера ("мыльница").
По сравнению с автоматически снимающими телефоном и планшетом, которые зачастую еще и фокусируются на чем хотят, а не на чем нужно фотографу, фотокамеры дают возможность творчески настроенному человеку (а вы ведь именно такой!) вручную варьировать настройки процесса съемки и получать различные результаты и интересные эффекты.
А если вы хотите знать и понимать, почему одни снимки в одно и то же время с одного и того же ракурса могут быть абсолютно разными, следует хотя бы минимально разбираться в нюансах фототехники.
Например, для съемки цветов в маленьком ограниченном пространстве вам в большинстве случаев не подойдут телеобъективы (так называемые "телевики") с большим фокусным расстоянием – они предназначены для съемки объектов, находящихся на отдалении и просто не сфокусируются на том, что у вас перед носом. Хотя, например, именно телевиками можно получить идеально размытый фон, если есть такая необходимость.
Объективы широкоугольные с малым фокусным расстоянием подойдут для съемки пейзажей, если вам, к примеру, нужно снять объемную клумбу целиком. Отличные четкие и яркие кадры крупных планов цветка могут получиться, если в вашей камере есть режим макросъемки (или соответствующий объектив).
Объектив с небольшим зумом (который способен "приближать" объекты) отлично справится, если вам неудобно близко подобраться к заветному цветку – например, если это цветущая кисть на верхушке дерева. Помните только, что излишнее "зумирование" ухудшает качество снимка.
Если вы живете в вечно пасмурном климате, есть смысл задуматься о приобретении объектива светосильного, который способен "ловить" больше света, чтобы все фото не получались темными и унылыми. Объектив со стабилизатором или штатив подойдут, если вам сложно долго неподвижно держать тяжелую камеру без шевеления в ожидании подходящего момента.
Правда, очень интересно и познавательно? Разумеется, если вы купили объектив, его придется изучить и освоить, научиться настраивать в зависимости от цели съемки, "подружиться" с ним – фотографирование в любимых многими автоматических режимах "портрет", "пейзаж" и т.п. превращает покупку этого гаджета в бессмысленную трату денег, снимайте уж лучше на телефон, смысл и результат будут теми же.
Еще раз повторю – не камерой единой. Но-таки техника в фотографии имеет значение, поверьте!
Совет №2. Выберите погоду и время суток
Фотография – это в принципе "светопись" в переводе с древнегреческого, т.е. рисование светом. Именно от количества и "качества" света будет зависеть итоговое качество вашей фотографии.
Для получения красивой картинки света должно быть достаточно (но не чрезмерно много!), он должен быть ровным и, желательно, естественным. В ином случае вы можете получить на снимке неприятные нюансы вроде искажения цвета, глубоких провалов теней, белых пятен засветки и т.д.
Именно поэтому опытные фотографы обычно избегают съемки в полуденные часы на самом ярком солнце, которое образует резкие темные тени, съемок после заката или в дождь, съемок против света. Самыми лучшими считаются вечерние или утренние часы со спокойным нежным рассеянным светом (так называемое "правило золотого и синего часа"), а также дневные съемки без активного солнца, с легким притенением и без сильного ветра, можно в чуть пасмурную облачную погоду. В последнем случае будьте внимательны – если облака быстро "гуляют" по небу в ветреный день, то вам, напротив, будет очень сложно снимать, постоянно меняя настройки камеры на вечно меняющиеся солнечную и пасмурную съемку.
Существуют и другие общепринятые правила, которые касаются фотографии вообще, а не только "цветочной". Например, считается, что нечетное число крупных объектов в кадре смотрится более выигрышно, чем четное. Что в композиции необходимо соблюдать правила "золотого сечения" и "диагоналей". Что темные объекты снимают только на светлом фоне и наоборот. Что линия горизонта не должна делить кадр пополам, а сам горизонт ни в коем случае нельзя "заваливать". Что горизонтально расположенные объекты снимают горизонтальным кадром, а вертикальные – только вертикальным и т.п…
Что сказать на это? Следовать или нет канонам – решать только вам. Я считаю, что их незыблемость несколько преувеличена и если все всегда делать "как надо", жить и творить будет скучно. У вас может быть свое мнение.
Но – не бывает правил без исключений! Не бойтесь экспериментировать, иногда именно нарушение правил дает неповторимый яркий результат – и глубокие тени, и свечение объекта из-за контрового света, и полосы дождя, и темнота на фотографии могут выглядеть интересно и сделать ее настоящим произведением искусства. Пробуйте, пробуйте и пробуйте – чувство кадра приходит только с опытом, а не в результате одного лишь изучения умных книжек.
И еще – не используйте при съемке цветов источник сильного искусственного освещения, так называемую прямую вспышку. Как показывает практика, такой ход практически никогда себя не оправдывает – фото с большой долей вероятности получится "плоским" и пересвеченным. Подсветка может быть боковой, также широко используются отражатели и рассеиватели – но это уже тема для другой, более "продвинутой" статьи.
И последнее – отслеживайте свою тень в солнечную погоду! Очень часто увлеченный съемкой садовод не придает значения тому, что его черная копия буквально пересекает плоскость съемки, когда он стоит спиной к солнцу.
Совет №3. Выберите ракурс
Цветы на клумбе вы привыкли рассматривать сверху вниз, а цветущие ветви деревьев снизу вверх – и фотографируете точно так же? Банально! Почему на такую вашу фотографию должны захотеть смотреть люди, если они и так видят это каждый день.
Не бойтесь менять привычный ракурс! Осмотрите цветок со всех сторон – с каждой он раскрывается по-новому: изменением формы, цвета, линий, расположением листвы и лепестков, да даже задним фоном. Почему бы это не использовать вместо того, чтобы фотографировать растение просто "в лоб", где оно рискует затеряться на фоне остальных цветов с клумбы?
Присядьте так, чтобы цветок оказался на уровне ваших глаз. Лягте на землю, чтобы показать яркое соцветие на фоне голубого неба. Приблизьтесь к цветку вплотную, чтобы в режиме "макро" снять цветовые переходы или изгибы лепестков. Повернитесь так, чтобы прямо за цветком оказался источник света, что окружит его золотым ореолом. И так далее…
Увидьте цветок по-другому и покажите свое видение остальным – это безумно увлекательный процесс!
Совет №4. Продумайте композицию будущего снимка, найдите "изюминку"
Одиночный цветок ровно посередине кадра – вам не кажется, что я описываю 95% снимков цветоводов-любителей, которые хвастаются своей коллекцией в соцсетях. Смотреть на такое однообразие надоедает очень быстро (если вы только не составляете сортовой каталог).
Если вы хотите получить по-настоящему художественные фото, не поленитесь еще до съемки представить, что хотите увидеть в итоге, заранее постарайтесь сделать фото интереснее, чтобы они привлекали взгляд некой "изюминкой" и оставались в памяти.
Может, это будет одинокий первоцвет, чью уникальность можно преподнести, оставив цветок сбоку кадра, а остальную площадь заполнив пока еще голой землей со снегом? Или яркие цветовые пятна максимально приближенной сердцевинки цветка, которые при взгляде с высоты человеческого роста показались невыразительными? Или две пестрые бабочки, которые "встретились" на цветке и будто беседуют?
Это может быть серия снимков на рассвете или на закате, необычная по форме композиция или ракурс (об этом мы говорили выше), необычный контрастный или близкий по оттенку фон, капли "дождевой" воды на лепестках (которые вы сотворили с помощью пульверизатора), яркое насекомое, попавшее в кадр будто бы случайно, даже любопытная кошка, которая пришла за вами понаблюдать и заодно решила понюхать цветы.
Совет №5. Следите за окружением объекта, не забывайте про фон
Все знают это правило, но подавляющее большинство начинающих фотографов в процессе увлеченной съемки о нем благополучно забывает. Поэтому потом по интернету ходит множество забавных картинок, где на заднем плане за нашим прекрасным цветочным объектом находится абсолютно все что угодно – от чьих-то ног в резиновых сланцах и кусков садового инвентаря до обрывков старых газет или ржавой железной сетки забора. И хорошо если из-за малой площади такие сторонние детали в процессе постобработки можно будет "уничтожить" безболезненно для кадра, а если нет?
Всегда смотрите на задний фон и оглядывайтесь по сторонам!
Если уж заговорили о фоне, присмотримся к нему внимательнее. Надеюсь, вы представляете, что если фотографировать красный тюльпан на фоне таких же красных тюльпанов, его окружающих, то на фото выйдет унылое одноцветное "полотно"? А если этот же красный тюльпан снимать "портретным" объективом на фоне разноцветных цветов на клумбе, то в итоге вместо фото одного выделенного тюльпана получим веселенькую пеструю мешанину?
Что же делать с неподходящим фоном? Стараться его нивелировать, т.е. отделять объект от фона.
Например, все тот же совет №3 – выберите ракурс. Обойдите объект, осмотрите его с разных сторон, вдруг, если зайти слева, а не справа, сумбур пестрых листьев на заднем фоне сменится отдаленной зеленью хвойной живой изгороди или колоритной каменной кладкой беседки?
Отлично работающим приемом является расфокусировка фона (если вам позволяет объектив) – для этого используются макро- или длиннофокусные объективы, а на объективах с фиксированным фокусным расстоянием максимально открывается диафрагма ("зрачок" камеры, чье числовое выражение на дисплее вы можете видеть под литерой F – чем меньше это число, тем шире отверстие и больше света попадает в объектив и наоборот).
В остальных случаях помните – чем дальше ваш объект от ближайшего фона, тем более нечетким и размытым этот фон будет на снимке, а объект, напротив, будет выгодно выделяться. Фон слишком близко? Тогда постарайтесь выбрать хотя бы выгодный контрастный цвет, чтобы на фото объект с ним не сливался.
Совсем никак не получается выделить объект в мешанине таких же пестрых растений? Как вариант, используйте искусственный фон, который можно установить – да-да, эта голубая однотонная картонка или черный платок тоже вполне подойдут – или попросите помощника, к примеру, на минутку аккуратно развести руками рядом расположенные растения, пока вы снимаете.
Совсем ничего не получается? Ну, идеал встречается редко, понимающе вздохните и поищите другой цветок для удачного кадра.
Совет №6. Делайте по нескольку кадров
Зачем так делать? Вы удивитесь, как много факторов могут изменить, казалось бы, один и тот же снимок за десяток секунд – поднимется ветер и пригнет растения, солнце зайдет за тучу и образует глубокую тень, в кадр влезет соседский кот или на заднем плане пройдет незамеченная вами бабушка с граблями. А вы же смотрите только на свой объект, на прекрасный цветок, и вышеописанные нюансы иногда с удивлением обнаруживаете только потом, рассматривая увеличенные на компьютере снимки в спокойной обстановке. И что делать, если кадр был единственным?
С приходом цифровых технологий вам не нужно больше экономить драгоценную пленку и можно делать по нескольку кадров одного объекта приблизительно с одного и того же ракурса, чуть приближая или отдаляя камеру, чуть меняя угол или освещение. Позже выберете самый удачный кадр и уже его будете демонстрировать восхищенным зрителям. Поэтому смело рекомендую новичкам – так и делайте! По крайней мере до тех пор, пока не будете абсолютно убеждены в своей способности "поймать момент" с первого же раза.
Совет №7. Освойте минимальные приемы обработки фото
Разумеется, если не планируете посылать свои фото цветов на престижный мировой фотоконкурс, а хотите всего лишь выложить их в соцсети, чтобы поделиться красотой с друзьями и домочадцами, вам нет необходимости полностью осваивать все возможности многофункциональных графических редакторов вроде Lightroom или Photoshop.
Но, признаюсь честно, даже у именитых мастеров с большим опытом съемок далеко не все кадры "с лёту" получаются шедеврально прекрасными, где совпадает сразу множество факторов – освещение, ракурс, идея, композиция, фон и т.д. А, узнав, сколько постобработки фото в любимых многими цветоводами красочных каталогах растений и журналах по садоводству, многие сильно удивятся.
Если ваша съемка в основном только для вас и носит скорее репортажный и информационный характер "для наглядности" – вроде "вот у этого сорта роз в этом месяце начали массово облетать цветки" или "в прошлом году сережки березы начали пылить уже в начале марта" – то оставляйте фото как есть.
Но если вы претендуете на художественное фото, не поленитесь, освойте несколько простых операций с фото в любом тематическим приложении, благо сегодня такие существуют во множестве даже у смартфонов. Более удачно откадрировать полученное изображение, добавить света или резкости, вывести объект из тени, "подтянуть" неудачно вышедшие цвета, "удалить" нечаянно попавший в кадр подвявший лепесток или кусок лейки, размыть фон – это несложно и при аккуратной работе пойдет только на пользу кадру. Заодно вы научитесь уже на этапе съемки обращать внимание на подобные нюансы и в будущем постараетесь допускать поменьше таких огрехов.
Самое главное здесь – не переборщить! Совсем не нужно применять все свои знания и умения к каждому снимку. В идеале "улучшения" вообще не должны быть видны на фото, все должно выглядеть естественно. Наблюдалось неоднократно – частично освоив волшебные "кисточки" приложений и поразившись новоприобретенному "могуществу", новички зачастую теряют чувство меры и начинают смелыми мощными мазками "раскрашивать" свои фото, доводя их до совершенно нереальной яркости, четкости и цветовой гаммы, превращая в "мультяшку".
Поверьте, такая чрезмерная обработка очень вредит любой картинке и хорошо заметна со стороны (со знаком минус). Наверняка, вы сами неоднократно улыбались, видя в том же Instagram излишне "улучшенные" портреты Инста-див. Не надо так!
Подводя итоги, можно сказать, что любая фотосъемка – и садовых цветов в том числе – это не только большое удовольствие, но и настоящая творческая работа, а не "механика". Разумеется, если вы хотите получить хороший результат.
Творите с настроением и запечатлевайте красоту надолго – надеюсь, мои небольшие "технические" советы вам в этом помогут!