Бауботаника – искусное соединение живой и неживой природы
Крепкие стволы переплетаются с металлическими стержнями, упругие ветви растут в строго заданном направлении, обвивают колонны и зеленеют верхушками где-то в вышине. Это кадр из фантастического фильма? Нет, это возможности бауботаники!
Бауботаника, которую еще называют арбоархитектурой, или ботанической архитектурой, представляет собой инновационное направление по созданию конструкций из живых растений. Главная идея состоит в том, что из деревьев можно вырастить настоящий жилой дом, общественное здание, мост и другие строения.
Технологию и само понятие бауботаники (с нем. bau – строительство, здание) разработал наш современник Фердинанд Людвиг – немецкий архитектор и доктор философии. Его эксперименты по выращиванию мостов и башен увенчались успехом и дали толчок к дальнейшему развитию этого направления.
Но бауботаника не появилась сама по себе. В ее основе лежит известное искусство создания скульптур и построек из живых растений – арбоскульптура.
Немного об арбоскульптуре
Используя приемы арбоскульптуры (с лат. arbor – дерево), из растений можно вырастить разнообразные фигуры, ограждения, навесы и даже мебель. При этом со временем композиция становится только прочнее. При выращивании арбоскульптур растениям зачастую необходим дополнительный уход: обильные подкормки, защита от болезней и вредителей, особенно в местах соединения между собой; крепления к опорам, а также постоянный контроль роста.
Простые композиции из кустарников и деревьев вполне можно вырастить за пару лет. А вот масштабным арбоскульптурам потребуются годы и даже десятилетия.
Лучшие растения для экспериментов – быстрорастущие, неприхотливые, с гибкими побегами. Среди них: ива, липа, тополь, береза, клен, слива, яблоня. В бауботанике используются в основном платан, граб, тополь, береза, т.к. они отличаются долговечностью и прочностью.
Первопроходцем в создании необычных форм из растений считается шведско-американский фермер Аксель Эрландсон (1884-1964 гг.), у которого было необычное хобби – формировать стволы и ветви деревьев интересным образом.
Эта деятельность так захватила Эрландсона, что в 1947 году он открыл парк "Цирк деревьев", куда пересадил часть своей коллекции. В основном фермер работал с платанами – крепкими деревьями, которые отличаются быстрым ростом и долголетием. Парк имел успех, хотя и не приносил больших денег. Идеи по формированию деревьев захватили умы людей и продолжали развиваться.
Также на развитие бауботаники повлиял опыт работы с растениями, применяемый в прошлых столетиях, который порой используют и в наше время. Можно сказать, что это были зачатки арбоархитектуры. Самый яркий пример – изготовление прочных мостов из живых корней.
Опираясь на богатый опыт прошлых лет, бауботаника сделала нечто новое – добавила в сооружение из растений металл и пластик. В некоторых конструкциях искусственные материалы являются основой, в других – используются только временно.
Теперь можно не просто построить деревянный дом, а дом из настоящих деревьев, которые дышат, растут, меняются, но при этом не теряют заданного положения. Фердинанд Людвиг считает, что эта технология позволит уменьшить сток ливневых вод, поможет бороться с эрозией почв, сделает жизнь человека более экологичной и здоровой. И, конечно, подобные строения очень декоративны и станут настоящим украшением любого города.
Технология создания конструкций из растений
Строительные материалы переплетаются с живыми тканями растений. Как такое возможно? Сначала создается несущая конструкция из труб или других материалов, вокруг которой по периметру высаживают растения. По мере роста их закрепляют так, чтобы образовалась решетка. В итоге побеги срастаются в единое целое, с каждым годом становятся все крепче. Иногда искусственные материалы внедряют в живые ткани, чтобы усилить конструкцию.
В рамках бауботаники побеги деревьев обрезают, прививают, сгибают и переплетают, формируя новые формы, соответствующие заданному проекту. Кстати, в дикой природе растения также нередко сращиваются между собой.
Самый известный на сегодня проект реализует компания EGGER: с 2012 года в Германии (г. Нагольд) ее специалисты "выращивают" здание в форме куба. Металлические опоры постепенно демонтируются. Полностью убрать их планируется к 2030 году. К этому времени сотни высаженных молодых деревьев должны будут срастись в единый крепкий организм, который станет каркасом здания.
Это строение уже обрело популярность, получило несколько наград за участие в конкурсах Archiprix International, Deutschland LandderIdeen ("Германия – страна идей"), Holzbaupreis Baden-Württemberg.
Конструкции из живых растений способны выдерживать существенные нагрузки.
Недостатки бауботаники
Идеи бауботаники по созданию зеленых городов поражают воображение. Однако все упирается в то, что даже самые быстрорастущие деревья все равно растут не так быстро, как хотелось бы. Много времени уходит на возведение конструкций, их коррекцию. Кроме того, растения – это живые организмы, им свойственно болеть и умирать. Поэтому подобные строения не могут быть долговечными. Необходимо постоянно решать вопросы и с лечением недугов, и борьбой с вредителями.
Также подобная технология весьма дорогостоящая и вряд ли сможет конкурировать с привычным строительством, для которого к тому же важна плотная застройка.
Следует отметить и такой момент: бауботаника довольно сильно нарушает естественную природу деревьев. Им приходится приспосабливаться к соседству с металлом и пластиком, постоянным сращиваниям и деформациям. По наблюдениям ученых, порой растения "сопротивляются" так сильно, что приходится прикладывать немало усилий, чтобы задать им нужное направление роста.
Лучшим выходом будет создание в будущем таких строений, которые учтут особенности конкретных древесных культур, их потребности и особенности. И сохранят бережное отношение к растениям. Впереди – еще много интересной и продуктивной работы!
Цивилизованное общество продолжает искать пути сближения с природой. И бауботаника – возможно, один из самых интересных и перспективных. В отличие от арбоскульптуры здесь активно применяются строительные материалы, расширяя возможности городского дизайна и ландшафтной архитектуры.