50 оттенков зеленого: дизайн сада, вдохновленный полесскими болотами
В мае в минском питомнике растений "Красный клен" традиционно прошел конкурс на лучший мини-сад среди белорусских ландшафтных дизайнеров. Абсолютное большинство судей, в том числе международных, высоко оценило проект "Неврида", олицетворяющий красоту Полесского края.
Автор сада, дизайнер и преподаватель Анна Вязова участвует в конкурсе не впервые, но выйти в победители удалось только сейчас.
И малая родина, и культурное наследие
Тема для конкурсного сада родилась сама собой. О Полесье как о самобытном крае с уникальным биоценозом и богатой историей знают даже далеко за пределами Беларуси. В Полесье живут трудолюбивые люди, которые чтят свои традиции. В тех краях до сих пор сохранились памятники архитектуры – деревянные избы с тростниковыми крышами, огороженные заборами из орешника или лозы.
И, конечно же, болота, простирающиеся на сотни квадратных километров, легкие Европы, о которых так часто сегодня говорят экологи, в надежде обратить внимание на исчезающие виды растений и животных, которые там обитают.
Нелегко показать в пространстве размером менее, чем в одну сотку, всю уникальность Полесья. Существует много легенд, связанных с этой местностью, но для создания сада была выбрана история, известная еще со времен Древней Греции. Оказывается, уже Геродот упоминал о Полесье как о загадочной стране, именуемой Неврида, а ее жителей называл неврами, которые давным-давно освоили непроходимые топи и адаптировались к жизни на болотах.
Четкость линий и ставка на зеленый
Автор сада изначально не стала претендовать на искусственную естественность и разделила сад четкими геометрическими линиями, которые нынче популярны у зарубежных ландшафтных архитекторов. Источником вдохновения послужил Riverbank Park, созданный в США еще в 90-е годы, где луга и посадки деревьев отделены рублеными линиями, а также парк Зарядье в Москве, где представлены различные природные зоны. В зоне тундры, например, можно увидеть смешанную блочную и матричную посадку. Этот же метод был применен и в создании сада "Неврида": там, где находится верховое болото, верески высажены группами, а голубика разбросана единицами. Матрицей послужил мох, как основной заполнитель, а в нем – блочные посадки вересковых.
В саду насчитывается множество различных оттенков зеленого цвета – от ярко-зеленого до бледно-салатового. Болота – не цветники, и этот прием был использован для усиления декоративности композиции.
Сорняки на вес золота
И хотя упор делался на игру зеленых оттенков, разницу фактуры и текстуры, все же хотелось добавить цветущих растений. Но для создания истории про болота подошли бы только луговые экземпляры c мелкими воздушными соцветиями, которые нелегко отыскать среди пестролистного и крупноцветкового разнообразия питомников.
Решение проблемы нашлось на… задворках одного цветочного хозяйства. В старых горшках, из которых еще не успели выбросить грунт, самостоятельно посеялся кукушкин цвет – растение болотистых лугов и лесных опушек. Вместе с василистником и геранью крупнокорневищной кукушкин цвет создал образ заливного луга.
Из водных растений были использованы водокрас, ирис болотный, белокрыльник болотный, телорез, ряска, рогоз узколистный и др.
Куда ведут мостки?
Через весь сад пролегает деревянный настил с неровными краями, символизирующий присутствие человека в непроходимых болотах и лесах. Такие тропы строили полесские жители, чтобы попасть в соседнюю деревню или к своему земельному наделу, отделенному от поселка трясиной.
В саду мостки ведут к зоне отдыха, скрытой от посторонних глаз лесоболотной зоной. В этом укромном уголке, сидя на деревянных качелях, окруженных изгородью из орешника, можно полюбоваться полевыми растениями в зоне луга.
Несмотря на то что легенда сада имеет белорусские корни, в проекте использовались растения, которые произрастают не только в Беларуси, но и за ее пределами, а дизайнерские приемы известны всему европейскому ландшафтному сообществу.
Возможно, и по этой причине тоже членам жюри стала понятна задумка автора, за что сад получил самые высокие оценки. Например, ирландский представитель судейской коллегии Майкл О’Рейли убежден, что Ирландия и Беларусь должны быть побратимами.
Возможно, в белорусских болотах зеленых оттенков гораздо больше, чем мы предполагаем.