Сады Шекспира, или Английские сады XVI века
В 2016 году мир отмечал 400 годовщину памяти Уильяма Шекспира – гениального поэта, драматурга и реформатора театра. Тысячи людей посетили места, связанные с жизнью великого литератора. Пройдем и мы по аллеям прекрасных садов Шекспира.
Дом, где родился будущий поэт в городке Стретфорд-на-Эйвоне, некогда был обычной шумной фермой, где держали домашних животных. Каждая семья была вынуждена тяжело трудиться и вести подсобное хозяйство, чтобы обеспечить себя всем самым необходимым. Сельская жизнь проходила в суровых условиях, подчиняясь незыблемым законам природы и методичной смене времен года.
Земля давала возможность прокормиться ее дарами, а вся природа служила источником вдохновения, и труд сменялся долгожданным отдыхом на лоне природы. Шекспир любил наблюдать за растениями в своем саду и хорошо разбирался в них, знал о целебной силе трав, а цветам придавал символическое значение, упоминая их в своих произведениях. Не потому ли Шекспировские сады – настоящее место паломничества многочисленных почитателей творчества великого поэта.
Дом-музей "Нью Плейс"
Давайте и мы прогуляемся по живописному саду Стретфорда. Кто знает, может, свои бессмертные строки из "Гамлета" или "Ромео и Джульетты" Шекспир написал именно здесь, прогуливаясь по выложенным каменными плитками дорожкам среди благоухающих роз.
Сад "Нью Плейс" (New Place), открывшийся для посещений в 2016 году, полностью обновлен и стилизован. Хотя от старинного дома Шекспира здесь остался только фрагмент оригинального фундамента, зато сад вокруг дома – настоящее царство растений! Залитый солнечным светом, он наполнен разнообразием цветов, звуков и запахов.
Любоваться растениями удобней всего, прогуливаясь по центральной аллее. 400 лет назад здесь был просто огород, где на грядках росли овощи, лекарственные и пряные травы, такие как рута, ромашка, шалфей и пижма. Сегодня здесь нет хозяйственных построек – хлева, конюшни и курятника. Теперь в этом саду живут только цветы – розы, мальвы, дельфиниум и ирисы… Но несмотря на то, что несколько сотен лет назад здесь все выглядело иначе, сама атмосфера этих садов пронизана духом Ренессанса!
По следам Шекспира
Еще одно прекрасное место, где стоит побывать, – дом матери поэта Мэри Арден (Mary Arden's Farm). Здесь воссоздан повседневный быт английской фермы XVI века. Юный Шекспир вырос в подобной среде. Он видел, как плетут корзины, пасут гусей, ухаживают за деревьями, пекут хлеб, разводят овец и ездят на соколиную охоту.
Сладко пахнущие розы из трагедии "Ромео и Джульетта" напоминают о душистых кустах шиповника, растущего в этом саду. В сонетах Шекспира "цветут" такие же колокольчики, ирисы, разрастаются папоротники, точно так же пахнет фиалками и тимьяном. Все эти цветы растут не только на садовых клумбах имения Мэри Арден, но и там, где много раз бывал Шекспир со своей супругой Энн Хэтеуэй – в доме ее родителей.
Сюда стоит приехать в начале лета, когда прекрасные цветники восхищают буйством красок, кружат голову запахом цветов и пряных трав. Дикие лужайки с непокорными растениями, взятые в "рамки" из аккуратно постриженных вечнозеленых кустов бирючины и самшита, напоминают знаменитые елизаветинские сады эпохи правления династии Тюдоров.
Английские сады конца XVI века носили утилитарный характер. В них выращивали пригодные в пищу растения и лекарственные травы. А в это же время во Франции, Италии и Голландии образованные люди эпохи Возрождения уже составляли первые коллекции растений из разных уголков мира.
Время больших перемен
В начале XVII века растения, посаженные "для души", а не "для желудка", можно было встретить только в садах знатных особ. Однако мир быстро менялся. Пока ботаники систематизировали растения, рьяные садоводы раскрывали секреты выведения новых сортов. Состоятельные любители природы отправляли друг другу по почте луковицы цветов и саженцы растений. В Нидерландах наступило время знаменитой "тюльпановой лихорадки". Тюльпаны, анемоны, ранункулюсы, крокусы, которые привозили из стран Ближнего Востока, были огромной редкостью и в Европе ценились очень высоко.
Облик европейских садов начал меняться под влиянием хлынувшего в Европу потока диковинных растений из Нового Света. Наряду с ирисами, розами и пионами в садах постепенно появились ипомея и бархатцы, космея и табак.
На эти изменения живо реагировал мир искусства. Художники известной голландской школы рисовали эскизы цветов с натуры, чтобы потом на живописных полотнах "поселить" рядом растения, цветущие в разное время года. Английское садоводство прекрасно справлялось с этим цветочным "хаосом". "Все хорошо, что хорошо кончается", – писал Шекспир.
Эпоха Тюдоров
В произведениях Шекспира неоднократно повторяется мотив розы. Стилизованное изображение роскошной и величественной розы было геральдическим символом властвующей династии Тюдоров, а значит, и символом целой эпохи.
Эпоха правления Тюдоров в Англии выпала на значительный период истории Европы в целом. Это было время Великих географических открытий, первых морских экспедиций и увлечения богатством растительного мира. Рубеж XVI-XVII веков был периодом развития естественных наук, созданием первых коллекций растений и зарождением ботанических садов на месте "вчерашних" аптекарских огородов.
Именно в это время в противовес "садам полезных растений" появились первые описания "садов прекрасных цветов", а также первые печатные книги, иллюстрированные в технике ксилографии – реалистичной гравюры на дереве. Назывались эти книги флорилегиями (по аналогии с современными энциклопедиями растений). В них описывали декоративные свойства растений, а тексты стали переводить с латыни на английский язык. Кроме изображений местных растений, в каталогах были рисунки экзотических цветов, привезенных из стран Ближнего Востока и из-за океана. Так же, как и в садах, рядом с ирисами, розами и пионами здесь стали красоваться космея и табак, мушмула и аквилегия.
Живой памятник цветочной культуре
В 1916 году в Нью-Йорке доктор Эдмонд Бронк Саутвик заложил сад, посвященный памяти прославленного английского литератора. Этот небольшой участок Центрального парка тоже носит название Сад Шекспира. В нем высажены растения, которые в своих произведениях упоминает драматург. Кроме фиалок, которые украшали могилу бедной Офелии четыре века назад, ранней весной тут расцветают примулы, аквилегии, растут шиповник, дельфиниум и айва.
Уильям Шекспир был не только великим драматургом, но и увлеченным садоводом. Он, несомненно, знал толк в растениях и заморским экзотическим цветам предпочитал незатейливые дикоросы. Будучи тонким наблюдателем мира, поэт, поговаривают, понимал даже язык цветов. Приезжайте в Стретфорд-на-Эйвоне, чтобы окунуться в чудесную атмосферу Шекспировских садов.
По материалам ladnydom.pl