Как основать семейный питомник и преуспеть? Садовод делится опытом
Содержать частный питомник – огромный труд. Однако для тех, кто любит свое дело, это не становится преградой на пути к мечте. Садовод Петр Семишов рассказал, как они с супругой основали дело, которое уже много лет приносит им и доход, и радость.
Но, несмотря на то, что сейчас его питомник – один из самых востребованных в регионе, добиться этого было очень нелегко и удалось не с первой попытки. Через что же пришлось пройти этому упорному садоводу и к чему стоит готовиться его последователям?
Что касается земли, то у нас есть еще 30 соток, на которых растут почти все виды плодовых растений, пригодных к выращиванию в нашей зоне садоводства. На сегодняшний день 30 приусадебных соток позволяют нашей семье нормально, по провинциальным меркам, существовать, планировать свой заработок, ни от кого не зависеть и заниматься с удовольствием, хотя и трудным физически, но любимым делом. Я расскажу о нашем опыте становления небольшого семейного питомника. Возможно, эти знания кому-нибудь пригодятся.
Выращивать саженцы меня заставили внешние обстоятельства, с одной стороны, и любовь к саду – с другой. По профессии мы с женою инженеры-механики, и до крушения социализма работали во Всесоюзном НИИ резино-технического машиностроения. В начале 90-х годов, когда все рухнуло, и мы остались без копейки, как впрочем, большинство простых людей, встал вопрос – как заработать на жизнь? Было понятно, что мы можем выращивать саженцы и этим что-то заработать. Но хватит ли этого на нормальную жизнь, оставалось неясно.
Опыт выращивания саженцев, к тому времени у меня был, хотя и со знаком "минус". На заре кооперативного движения в 1987 году я и три моих товарища организовали кооператив по выращиванию саженцев. Решили приобрести дом в деревне недалеко от Тамбова. Купили. И стали приезжать из города туда работать. Но из этой затеи ничего не вышло. Дом растащили по доскам и кирпичам, все саженцы выкопали.
Через два года в 1989 году меня пригласил один из сельскохозяйственных кооперативов посадить сад и организовать питомник в 20 км от Тамбова. Условия были заманчивые: земля, техника, обещали построить дом и к саду подвести водопровод. Я согласился, составил бизнес-план, обосновав свою зарплату и прибыль. Начал работать. Заложил маточник для будущего питомника, посадил 2 га сада на плодоношение. Через 3 года кооператив благополучно рухнул. Мой строящийся дом остался в зачаточном состоянии. Я жил в вагончике и во время моих отлучек в город сад стали растаскивать. Три года каторжного труда ушли впустую.
Итак, к 91-92 году у нас не было ничего. Старый "Запорожец" стоял без всякой надежды на оживление, денег тоже не было. Был лишь первый дачный участок на 4 сотки и второй, который за 2 года до этого дали жене в институте, но это были уже 10 соток пахотного чернозема в 12 км от Тамбова. Выбора, по сути, не было, и мы с женою решили заняться выращиванием саженцев на этих 10 сотках.
Вода была уже подведена к участку, осталось его огородить. Для нас тогда это была почти неподъемная задача, но все же через 2 года участок огородили. Но прежде чем начнется хоть какая-то отдача, должны пройти 1-2 года, как минимум. И эти годы для нас были самыми трудными. В это время пришлось перетаскивать со своих первых 4-х соток все, что у меня было, на новый участок. Становилось ясно, что в разных местах иметь землю нецелесообразно, надо все концентрировать в одном. Впоследствии, продав эти 4 сотки, мы купили рядом с десятью еще десять. А потом еще десять. И получился большой участок в 30 соток земли в дачном кооперативе.
Когда продумывалась концепция питомника, мы решили выращивать разнообразные культуры – это подсказывал рынок, на нем практически ничего не было. Если повезет, то можно было купить яблони, реже груши у торговцев, закупающих саженцы в больших питомниках Тамбовской области. Но сорта, конечно, были все перепутаны или один-два сорта превращены в десяток.
Мои собственные приоритеты в садоводстве были направлены не только на выращивание различных культур, интродукцию, агротехнику, но всегда на их размножение. Еще в пятом классе, изучая ботанику, я делал у себя в маленьком саду отводки белой смородины, руководствуясь картинкой в учебнике. Да и вообще, занимаясь тяжелым физическим трудом без интереса и творчества, только ради денег, долго не выдержать.
Наверное, мой пример нетипичен. Знаю, профессиональные агрономы, затевая питомник и имея специализацию, выращивают в основном то, на чем специализировались сами. В этом догмы нет, у кого как сложится. Но в пользу нашего выбора в 90-е годы был еще один довод. Чтобы в чем-то специализироваться, должен быть цивилизованный рынок. Мелкие питомники, у которых нет возможности выхода на рынок, должны иметь выход на оптовиков. А в те годы ни о каком цивилизованном рынке не было даже речи, не в Голландии живем. В итоге, мы выращиваем саженцы почти всех культур, которые собрали за свою жизнь, хотя в сортах делаем ограничение.
Перечислю те культуры, саженцы которых выращиваем. Это яблоня, груша, черешня, вишня, алыча, слива, абрикос, черный абрикос, персик, облепиха, калина, рябина, фундук, гумми, шефердия, шелковица, боярышник, барбарис, виноград, смородина, крыжовник, малина, ежевика, ежемалина, земляника, жимолость, актинидия, лимонник, шиповник, войлочная вишня. При розничной торговле на Тамбовском Центральном рынке нас это пока устраивает. При таком ассортименте саженцев нет проблемы в затоваривании, более того, у нашего прилавка всегда люди.
Организовывая свой питомник, поставили цель иметь собственные маточные насаждения. Во время зеленого черенкования или окулировки некогда ездить добывать нужные черенки, их надо иметь под рукой. К тому же чистота сорта всегда будет 100%. Чтобы полнее использовать рабочее время, наш питомник организован так, что 50-60% дохода дают саженцы, выращенные зеленым черенкованием, остальное – прививкой.
Технология зеленого черенкования отработана таким образом, что обходимся без дорогостоящих теплиц и туманообразующих установок. В ближайшие годы хотим перейти на зимнюю прививку семечковых и косточковых культур. Подвои частично покупаем, а частично выращиваем сами. Сами выращиваем вегетативные косточковые подвои ВВА-1 и ВСЛ-2 селекции Крымской ОСС и семенной подвой для груши.
Торговать приходилось учиться. Не обошлось без иллюзий и заблуждений. Оказалось, что если человек покупает саженцы, это не значит, что он в них разбирается или любит садоводство. Думаю, что не менее 95% покупателей, как говорится, не в теме.
Вспомним, что в 90-м году месячный тираж самого популярного журнала для садоводов и огородников "Приусадебное хозяйство" был более 10 млн экземпляров. Значит, практически, журнал читала почти треть взрослого населения. И начиная торговать в начале 90-х годов жимолостью съедобной, мы думали, что на нее будет ажиотажный спрос, но вот торгуем ею более 10 лет, а подавляющее большинство людей о ней ничего не слышали, не читали и не видели.
Самый распространенный вопрос покупателей: "А этот сорт не выродится, если он переопылится с рядом растущими сортами?".
Другой пример. Думали, что если вырастить самые хорошие саженцы, то наши предпочтут другим. Ничуть не бывало! Тащат что попало. И хоть будь у тебя золотые саженцы, подойдут и купят с грузовика поросль терна. Думаю, что это будет всегда, сущность людей тысячелетиями не меняется. Как тут не вспомнить бессмертного Михаила Булгакова!
И мы решили, что своими саженцами и теми сортами и культурами, которые на сегодняшний день мы считаем самыми лучшими и надежными, мы сами будем формировать спрос на своем рынке в Тамбове. И эту стратегию для себя мы проводим по настоящее время.
Приведу примеры. В начале девяностых мы продавали самые лучшие на тот день сорта черной смородины, жимолости, нас заметили покупатели. Мы стали предлагать суперскороплодную грушу Августовская роса, корнесобственные двухлетние саженцы алычи Кубанская комета, которая, как и груша Августовская роса, начинает плодоносить на второй-третий год после посадки, ежевику Торнфри, очень урожайный и крупноплодный сорт, зимующий под легким укрытием, и другие ценные, на наш взгляд, растения.
Первоначально мы продавали их по несколько штук в день. Заработки были мизерные, и переломить ситуацию казалось невозможно. Был еще один фактор против нас – город Мичуринск. Дело в том, что у людей десятилетиями вырабатывался стереотип, что все саженцы в нашем регионе из Мичуринска. А так это и было. Но за последние 15 лет ни один питомник из Мичуринска и из-под Мичуринска не продавал свои саженцы в Тамбове ни разу. Зато все торговцы, будь они хоть из Краснодара, представляются как из Мичуринска. Этот фактор и сейчас действует против нас. Но хорошие скороплодные сорта сделали свое дело! Теперь время работает на нас, и у нас с каждым годом все больше покупателей.
Подытоживая свой рассказ о выращивании саженцев, делаю краткий вывод. Для того чтобы заложить свой небольшой питомник, неважно, плодовых, ягодных или декоративных культур, прежде всего, надо, как говорится, быть в теме. Знать приемы размножения и агротехнику выращивания саженцев, изучить рынок сбыта и главное – любить и быть преданным выбранному делу. Второе, надо приобрести землю, желательно плодородную. Участок должен быть огорожен, иначе все растащат. Третье, организовать полив. Четвертое, создать маточные насаждения для прививки и черенкования. Летом за черенками не наездишься. Пятое, а может пятый пункт поставить первым, иметь хорошее здоровье и физическую силу. Шестое – выход на рынок. Форма реализации может быть любая, у кого как сложится. О транспорте я и не говорю, это само собой разумеется.
В последние несколько лет все большее значение имеют интернет-продажи, наш сайт и группы в социальных сетях, ведением которых занимается моя супруга. Они приносят существенную часть дохода, да и позволяют донести до покупателей информацию о видах и сортах, заниматься просветительством.
Как видите, не так уж и мало. И это все должно совпасть, только в этом случае будет результат.
Поблагодарить Петра Алексеевича за материал, задать ему вопросы и больше узнать о питомнике можно на сайте, а также на его странице в социальных сетях "Одноклассники" и "ВКонтакте"