5 цветов, которые во все времена вдохновляли художников и поэтов
С давних времен мастера живописи и слова применяли язык цветов в своем творчестве. Но для чего это делали? Только лишь ради красоты? Отчасти и так, но искусство по своей природе гораздо глубже и символичнее. И язык цветов всегда использовался авторами как метафора или символ, призванные пробудить в зрителе чувственные образы, передать тайное послание или духовный замысел, который будет понятен каждому.
Разгадать символику цветов несложно, достаточно уловить общий смысл, а иногда можно считать его и интуитивно. Например, белые цветы говорят о чистоте и светлом духе, красные – о любви и страсти, синие – о силе и загадочности.
Татьяна Уварова в своем блоге делится опытом выращивания цветов в непростых для них условиях (она живет в Дубае), а также рассказывает о цветах в живописи, кино, литературе и моде. Попросили Татьяну познакомить нас с наиболее "красноречивыми" представителями мира флоры, которые в разные исторические эпохи использовались в искусстве чаще всего.
Лилия
Лилия в искусстве, как было замечено выше, благодаря своей белизне символизировала невинность и чистоту. Во времена, когда живопись носила по большей части религиозный характер, белая лилия стала эмблемой Девы Марии. Так, например, Архангела Гавриила, принесшего Марии весть о скором рождении сына Божьего, часто изображают с лилией в руках. Картина Леонардо да Винчи "Благовещение", написанная в XV веке, прекрасный тому пример.
В Библии лилия также указывает на веру, чистоту помыслов и божественную красоту. В Евангелие от Матфея сказано: "И об одежде что заботитесь? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них". (Матф. 6:28-29).
Именно поэтому лилия присутствовала во многих библейских сюжетах, изображенных великими мастерами живописи XV-XVI веков, таких как Беллини и Боттичелли.
На картине Сандро Боттичелли мы также видим Деву Марию, окруженную белыми лилиями.
Роза
Роза же благодаря шипам и насыщенному красному цвету в религиозном смысле символизировала страдания Христа и материнскую скорбь.
Так, в картине Штефана Лохнера Дева Мария и младенец сидят под беседкой из роз, которые указывают на будущее кровопролитие Христа.
В более позднюю эпоху роза утрачивает религиозный смысл и начинает символизировать красоту, любовь, страсть и загадочность. Художник-модернист Густав Климт любил изображать розы, а Пьер Огюст Ренуар посвятил розам значительную часть своего творчества.
С розой как символом любви, связано и множество легенд, одна из которых гласит о том, что своим красным цветом роза обязана Афродите. Разыскивая своего возлюбленного – убитого Адониса, прекрасная богиня наступила на шип белой розы и, оцарапав ноги о колючки, окрасила лепестки в алый.
Образ безупречности роз в своих сонетах воспевал и Уильям Шекспир:
Во сколько раз прелестней красота,
Когда она правдивостью богата.
Как роза ни прекрасна, но и та
Прекраснее вдвойне от аромата.
(Сонет 54 в переводе Александра Финкеля)
Но, пожалуй, самый загадочный и глубоко осмысленный образ розы использовал итальянский поэт Данте Алигьери в своей "Божественной комедии". Он поместил огромный белый цветок в высший план неба. В творении Данте роза представлена как амфитеатр, в центре которого восседает Дева Мария, а на ступенях – души праведников, над которыми парят ангелы.
Гвоздика
Гвоздика в христианском искусстве – символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом. Имея представление об этом, нам уже сложно представить сюжет картины с Девой Марией и Иисусом без упоминания гвоздики или розы на ней.
Но перенесем свой взор на более позднюю эпоху, в которой гвоздика утрачивает религиозный смысл и начинает символизировать любовь и скорую помолвку. Примеры портретов мужчин с гвоздикой как нельзя лучше отражают это веяние.
Но не только в живописи гвоздика ассоциируется с романтическими чувствами. Например, в стихах XIX века таких поэтов, как Шарль Бодлер или Генрих Гейне, гвоздика может быть изображена как символ любви, но зачастую с оттенком скорби или трагизма.
Константин Бальмонт в стихотворении "Фата Моргана. Красный" писал:
Увижу я вдруг на июльских лугах
Капли крови в гвоздике,
Внутри, в лепестках,
Капли алые крови живой,
Юной, страстной, желающей ласк, и деления чуждой на "мой" или "твой". –
Мне понятно, о чем так гвоздика мечтает…
Ирис
Ирис благодаря своему глубокому цвету и изысканной форме также был популярным мотивом в искусстве. Например, в Японии ирис символизировал мужество и стойкость, т.к. цветение растения приходилось на сырое и неблагоприятное время.
Ирисы вдохновляли многих художников, которые использовали этот цветок в качестве символа красоты и изысканности. Но одновременно с этим принято считать, что ирис указывает на жизненную силу.
Одна из самых известных картин мировой живописи, посвященная ирисам, – знаменитое произведение Винсента ван Гога.
Ван Гог написал эту работу в психиатрической больнице в Сен-Реми-де-Прованс и использовал цветы как источник вдохновения и утешения.
К ирисам был неравнодушен и Клод Моне. Настолько, что даже выращивал эти изысканные цветы в своем саду в Живерни и посвятил им целую серию работ.
Завоевывал ирис внимание и восхищение и в литературе. В XVII веке Мацуо Басё, японский поэт хайку, напишет такие строки:
В саду, где раскрылись ирисы,
Беседовать с другом старым своим –
Какая награда путнику!
Считается, что ирис получил свое название в честь древнегреческой богини радуги Ириды или Ирис (от др.-греч. ἶρῐς — радуга). Согласно мифологии, Ирис была посланницей богов, поэтому цветок ириса считался "мостом" между небом и землей, между богами и смертными. Есть версия, что три лепестка ириса символизировали веру, мудрость и доблесть.
Тюльпан
Тюльпан в искусстве ввиду своего непродолжительного цветения говорил о кратковременной красоте и неизбежном увядании.
Впервые на тюльпан обратили внимание в Древнем Востоке, где эти цветы росли сами по себе. Персидский поэт и философ Омар Хайям так напишет в своих строках:
У тюльпана ты цвет свой пурпурный взяла,
Тебе лилия юности суть отдала.
Была роза, она на тебя походила –
Передав тебе жизнь, она робко ушла.
Но настоящую популярность тюльпан снискал во времена так называемой "тюльпанной лихорадки". Спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии в XVII веке порой доходила до безумства, когда за луковицу редкой новой окраски могли заложить все имущество. Неудивительно, что тюльпаны можно было увидеть практически в каждом букете, написанном в то время.
Хендрик Пот, голландский живописец, искусно иронизировал над торговцами тюльпанов и увековечил эпоху "тюльпаномании" в своей легендарной работе "Повозка дураков Флоры".
К XIX веку тюльпан стал более широко использоваться как символ приближающейся весны.
Выдающиеся импрессионисты, такие как Эдуард Мане и Поль Сезанн, любили изображать тюльпаны. Светлые тона и неповторимая фактура, которые использовались в картинах, передавали легкость, свежесть и чувственность образа.
* * *
Язык цветов многообразен. Но вне зависимости от времени (от античности до наших дней), однажды научившись понимать "цветочную" символику, мы становимся способными глубже погружаться в искусство, чувствовать и осознавать высший замысел.
Зная основные значения цветов, мы можем не только любоваться сюжетом, но и понимать тайное послание, зашифрованное в цветах, и даже предугадывать то, что осталось "между строк".
Ну и, конечно, отвечать на главный вопрос: так что же хотел сказать автор?
Еще больше интересных фактов о цветах в искусстве можно найти в телеграм-канале Татьяны Уваровой.