Фото: shutterstock.com / avesun

5 цветов, которые во все времена вдохновляли художников и поэтов

: Калиевая селитра
Фото: shutterstock.com / avesun

С давних времен мастера живописи и слова применяли язык цветов в своем творчестве. Но для чего это делали? Только лишь ради красоты? Отчасти и так, но искусство по своей природе гораздо глубже и символичнее. И язык цветов всегда использовался авторами как метафора или символ, призванные пробудить в зрителе чувственные образы, передать тайное послание или духовный замысел, который будет понятен каждому.

Разгадать символику цветов несложно, достаточно уловить общий смысл, а иногда можно считать его и интуитивно. Например, белые цветы говорят о чистоте и светлом духе, красные – о любви и страсти, синие – о силе и загадочности. 
 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фото из архива Татьяны Уваровой Фото из архива Татьяны Уваровой

Фото из архива Татьяны Уваровой

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Татьяна Уварова в своем блоге делится опытом выращивания цветов в непростых для них условиях (она живет в Дубае), а также рассказывает о цветах в живописи, кино, литературе и моде. Попросили Татьяну познакомить нас с наиболее "красноречивыми" представителями мира флоры, которые в разные исторические эпохи использовались в искусстве чаще всего.

Лилия

Фото: wikipedia.org / Благовещение, Леонардо да Винчи, 1472-1475, фрагмент. Фото: wikipedia.org / Благовещение, Леонардо да Винчи, 1472-1475, фрагмент.

Фото: wikipedia.org / Благовещение, Леонардо да Винчи, 1472-1475, фрагмент.

Лилия в искусстве, как было замечено выше, благодаря своей белизне символизировала невинность и чистоту. Во времена, когда живопись носила по большей части религиозный характер, белая лилия стала эмблемой Девы Марии. Так, например, Архангела Гавриила, принесшего Марии весть о скором рождении сына Божьего, часто изображают с лилией в руках. Картина Леонардо да Винчи "Благовещение", написанная в XV веке, прекрасный тому пример.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фото: wikipedia.org / Святой Доминик, Джованни Беллини, ок.1515, фрагмент. Фото: wikipedia.org / Святой Доминик, Джованни Беллини, ок.1515, фрагмент.

Фото: wikipedia.org / Святой Доминик, Джованни Беллини, ок.1515, фрагмент.

В Библии лилия также указывает на веру, чистоту помыслов и божественную красоту. В Евангелие от Матфея сказано: "И об одежде что заботитесь? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них". (Матф. 6:28-29).

Именно поэтому лилия присутствовала во многих библейских сюжетах, изображенных великими мастерами живописи XV-XVI веков, таких как Беллини и Боттичелли. 

Фото: wikipedia.org / Алтарь Барди, Сандро Боттичелли, ок. 1485, фрагмент. Фото: wikipedia.org / Алтарь Барди, Сандро Боттичелли, ок. 1485, фрагмент.

Фото: wikipedia.org / Алтарь Барди, Сандро Боттичелли, ок. 1485, фрагмент.

На картине Сандро Боттичелли мы также видим Деву Марию, окруженную белыми лилиями.

Роза

Фото: wikipedia.org / Богоматерь в беседке из роз, Штефан Лохнер, ок. 1448, фрагмент. Фото: wikipedia.org / Богоматерь в беседке из роз, Штефан Лохнер, ок. 1448, фрагмент.

Фото: wikipedia.org / Богоматерь в беседке из роз, Штефан Лохнер, ок. 1448, фрагмент.

Роза же благодаря шипам и насыщенному красному цвету в религиозном смысле символизировала страдания Христа и материнскую скорбь. 

Так, в картине Штефана Лохнера Дева Мария и младенец сидят под беседкой из роз, которые указывают на будущее кровопролитие Христа.

Фото: hermitageshop.ru / Розы в вазе, Пьер Огюст Ренуар, 1917, фрагмент. Фото: hermitageshop.ru / Розы в вазе, Пьер Огюст Ренуар, 1917, фрагмент.

Фото: hermitageshop.ru / Розы в вазе, Пьер Огюст Ренуар, 1917, фрагмент.

В более позднюю эпоху роза утрачивает религиозный смысл и начинает символизировать красоту, любовь, страсть и загадочность. Художник-модернист Густав Климт любил изображать розы, а Пьер Огюст Ренуар посвятил розам значительную часть своего творчества. 

Фото: wikipedia.org / Розы под деревьями, Густав Климт, 1905, фрагмент. Фото: wikipedia.org / Розы под деревьями, Густав Климт, 1905, фрагмент.

Фото: wikipedia.org / Розы под деревьями, Густав Климт, 1905, фрагмент.

С розой как символом любви, связано и множество легенд, одна из которых гласит о том, что своим красным цветом роза обязана Афродите. Разыскивая своего возлюбленного – убитого Адониса, прекрасная богиня наступила на шип белой розы и, оцарапав ноги о колючки, окрасила лепестки в алый.

Образ безупречности роз в своих сонетах воспевал и Уильям Шекспир:

Во сколько раз прелестней красота,
Когда она правдивостью богата.
Как роза ни прекрасна, но и та
Прекраснее вдвойне от аромата.
(Сонет 54 в переводе Александра Финкеля)

Но, пожалуй, самый загадочный и глубоко осмысленный образ розы использовал итальянский поэт Данте Алигьери в своей "Божественной комедии". Он поместил огромный белый цветок в высший план неба. В творении Данте роза представлена как амфитеатр, в центре которого восседает Дева Мария, а на ступенях – души праведников, над которыми парят ангелы. 

Гвоздика

Гвоздика в христианском искусстве – символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом. Имея представление об этом, нам уже сложно представить сюжет картины с Девой Марией и Иисусом без упоминания гвоздики или розы на ней.

Коллаж ogorod.ru / Отто Дикс, Автопортрет, 1912. Коллаж ogorod.ru / Отто Дикс, Автопортрет, 1912.

Коллаж ogorod.ru / Отто Дикс, Автопортрет, 1912.

Но перенесем свой взор на более позднюю эпоху, в которой гвоздика утрачивает религиозный смысл и начинает символизировать любовь и скорую помолвку. Примеры портретов мужчин с гвоздикой как нельзя лучше отражают это веяние. 

Фото: wikipedia.org / Портрет купца Георга Гиссе, Ганс Гольбейн младший, 1532, фрагмент. Фото: wikipedia.org / Портрет купца Георга Гиссе, Ганс Гольбейн младший, 1532, фрагмент.

Фото: wikipedia.org / Портрет купца Георга Гиссе, Ганс Гольбейн младший, 1532, фрагмент.

Но не только в живописи гвоздика ассоциируется с романтическими чувствами. Например, в стихах XIX века таких поэтов, как Шарль Бодлер или Генрих Гейне, гвоздика может быть изображена как символ любви, но зачастую с оттенком скорби или трагизма.

Коллаж ogorod.ru / Мужчина с розовой гвоздикой, Андреа Соларио, 1495. Коллаж ogorod.ru / Мужчина с розовой гвоздикой, Андреа Соларио, 1495.

Коллаж ogorod.ru / Мужчина с розовой гвоздикой, Андреа Соларио, 1495.

Константин Бальмонт в стихотворении "Фата Моргана. Красный" писал: 

Увижу я вдруг на июльских лугах
Капли крови в гвоздике,
Внутри, в лепестках,
Капли алые крови живой,
Юной, страстной, желающей ласк, и деления чуждой на "мой" или "твой". –
Мне понятно, о чем так гвоздика мечтает…

Ирис

Фото: hsedesign.ru / Трясогузка и ирисы, Утагава Хиросигэ, 1830. Фото: hsedesign.ru / Трясогузка и ирисы, Утагава Хиросигэ, 1830.

Фото: hsedesign.ru / Трясогузка и ирисы, Утагава Хиросигэ, 1830.

Ирис благодаря своему глубокому цвету и изысканной форме также был популярным мотивом в искусстве. Например, в Японии ирис символизировал мужество и стойкость, т.к. цветение растения приходилось на сырое и неблагоприятное время. 

Фото: wikipedia.org / Ирисы, Винсент Ван Гог, 1889. Фото: wikipedia.org / Ирисы, Винсент Ван Гог, 1889.

Фото: wikipedia.org / Ирисы, Винсент Ван Гог, 1889.

Ирисы вдохновляли многих художников, которые использовали этот цветок в качестве символа красоты и изысканности. Но одновременно с этим принято считать, что ирис указывает на жизненную силу.

Одна из самых известных картин мировой живописи, посвященная ирисам, – знаменитое произведение Винсента ван Гога. 

Ван Гог написал эту работу в психиатрической больнице в Сен-Реми-де-Прованс и использовал цветы как источник вдохновения и утешения. 

Фото: opisanie-kartin.ru / Клод Моне, Ирисы 2, 1914-17, фрагмент. Фото: opisanie-kartin.ru / Клод Моне, Ирисы 2, 1914-17, фрагмент.

Фото: opisanie-kartin.ru / Клод Моне, Ирисы 2, 1914-17, фрагмент.

К ирисам был неравнодушен и Клод Моне. Настолько, что даже выращивал эти изысканные цветы в своем саду в Живерни и посвятил им целую серию работ. 

Завоевывал ирис внимание и восхищение и в литературе. В XVII веке Мацуо Басё, японский поэт хайку, напишет такие строки:

В саду, где раскрылись ирисы,
Беседовать с другом старым своим –
Какая награда путнику! 

Считается, что ирис получил свое название в честь древнегреческой богини радуги Ириды или Ирис (от др.-греч. ἶρῐς — радуга). Согласно мифологии, Ирис была посланницей богов, поэтому цветок ириса считался "мостом" между небом и землей, между богами и смертными. Есть версия, что три лепестка ириса символизировали веру, мудрость и доблесть.

Тюльпан

Фото: muzei-mira.com / Цветы в вазе, Ян Давидс де Хем, 2-я четверть XVII в, фрагмент. Фото: muzei-mira.com / Цветы в вазе, Ян Давидс де Хем, 2-я четверть XVII в, фрагмент.

Фото: muzei-mira.com / Цветы в вазе, Ян Давидс де Хем, 2-я четверть XVII в, фрагмент.

Тюльпан в искусстве ввиду своего непродолжительного цветения говорил о кратковременной красоте и неизбежном увядании.

Впервые на тюльпан обратили внимание в Древнем Востоке, где эти цветы росли сами по себе. Персидский поэт и философ Омар Хайям так напишет в своих строках: 

У тюльпана ты цвет свой пурпурный взяла,
Тебе лилия юности суть отдала.
Была роза, она на тебя походила –
Передав тебе жизнь, она робко ушла.

Фото: wikipedia.org / Повозка дураков Флоры, Хендрик Пот, ок. 1638. Фото: wikipedia.org / Повозка дураков Флоры, Хендрик Пот, ок. 1638.

Фото: wikipedia.org / Повозка дураков Флоры, Хендрик Пот, ок. 1638.

Но настоящую популярность тюльпан снискал во времена так называемой "тюльпанной лихорадки". Спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии в XVII веке порой доходила до безумства, когда за луковицу редкой новой окраски могли заложить все имущество. Неудивительно, что тюльпаны можно было увидеть практически в каждом букете, написанном в то время.

Хендрик Пот, голландский живописец, искусно иронизировал над торговцами тюльпанов и увековечил эпоху "тюльпаномании" в своей легендарной работе "Повозка дураков Флоры". 

Фото: gallerix.ru / Поль Сезанн, Тюльпаны в вазе, ок. 1890, фрагмент. Фото: gallerix.ru / Поль Сезанн, Тюльпаны в вазе, ок. 1890, фрагмент.

Фото: gallerix.ru / Поль Сезанн, Тюльпаны в вазе, ок. 1890, фрагмент.

К XIX веку тюльпан стал более широко использоваться как символ приближающейся весны. 

Выдающиеся импрессионисты, такие как Эдуард Мане и Поль Сезанн, любили изображать тюльпаны. Светлые тона и неповторимая фактура, которые использовались в картинах, передавали легкость, свежесть и чувственность образа.

Сегодня читают

* * *

Язык цветов многообразен. Но вне зависимости от времени (от античности до наших дней), однажды научившись понимать "цветочную" символику, мы становимся способными глубже погружаться в искусство, чувствовать и осознавать высший замысел. 

Зная основные значения цветов, мы можем не только любоваться сюжетом, но и понимать тайное послание, зашифрованное в цветах, и даже предугадывать то, что осталось "между строк".

Ну и, конечно, отвечать на главный вопрос: так что же хотел сказать автор?

Еще больше интересных фактов о цветах в искусстве можно найти в телеграм-канале Татьяны Уваровой.

Закончилась лента
Добавить в мою подборку